Данный блог создан в рамках семинара "Электронные образовательные ресурсы как средство визуализации содержания урока" на конференции "Новая школа: мой маршрут"

Подготовительный этап

Задание 1

В этом задании я должна "зареферировать" 2-3 статьи (конечно 2!). Список содержит 10 статей (на одну из них ссылки нет). Конечно, они все по теме мастер-класса. Все названия отпугивают наукообразием, говори о сложном просто - это не про авторов этих статей. Всё же выбираю парочку...

2. Макарова Е.А."Визуализация как способ структурирования знаний и формирования ментального пространства" Режим доступа: http://www.oprb.ru/data/partner/6/message/RR9f14_3049.pdf
Автор - профессор профессор института управления и экономики, что конечно её отрицательно характеризует (страшно далеки они от народа).
Статья на 16 страниц (многа букафф).
Первая фраза: "Объективная реальность существует независимо от личности." Валяюсь под столом, но вылезаю и читаю дальше.
Несколько цитат из маститых, несколько отсылок к ним.
Вам кажется сложным слово "визуализация"? А "квазиперцептивный опыт" не хотите? Автор утверждает, что это одно и то же: ментальные образы - визуализация - квазиперцептивный опыт (господи, прости).
Автор констатирует, что человек теперь мыслит не понятиями, а "смыслообразами". Что же это такое... я в растерянности... учебник, по которому я преподаю, утверждает обратное: человек мыслит понятиями, понятия - форма мышления. А все эти визуальные образы призваны формировать понятия... Но не буду вступать в полемику с автором, моя задача - "реферировать".
В общем основной смысл статьи - визуализация рулит! Превращайте всё в визуальные образы, и будет всем ученикам счастье. Меньше говорите, больше показывайте.
Но для донесения этой мысли автор использует слова: гештальт-идея, интроекция, перцептивное поле, учебный контент, ментальные структуры, конструкт и т.п.
Дальше автор как-то непонятным образом выворачивает на то, что если всё визуализировать, то ученик как-то станет самостоятельным исследователем, а преподаватель - фасилитатором.
"В завершение подчеркнем, что преждевременно считать, что визуальные 
средства (схемы, фреймы, гештальты и художественные образы) могут целиком 
заменить вербальный способ изложения информации." - ну слава богу... А то я уж испугалась.
Раньше это всё называлось - средства наглядности. И существовало в школе вместе с другими средствами обучения, воздействующими на разные органы чувств учеников. И никто не сомневался. в том, что так и должно быть.

2. Irina Dobrova"Три уровня визуализации: данных, информации, знания" Режим доступа:  http://infographer.ru/3dimentions/

Это статья об инфографике. Написана не философом, что её сразу хорошо характеризует.
Короткая!
Автор вводит свою классификацию инфографики - ту, которая есть в названии статьи. Приводит по одному примеру каждого типа.
Нужна эта классификация, как я поняла, предпринимателям для продвижения своего продукта.

Задание 2

Из 25 видео нужно выбрать 3 и прокомментировать.

видео 18 (4:10)
информатика, 8 кл., тема "Программирование в Scratch. Создание программы для мобильного телефона", рассматривается презентация с алгоритмом программирования, легко тиражируется другими учителями. Подробная разработка урока
Голубев О.Г.(Москва) 

Интересный урок. В названии обман - это не Scratch. Некоторые мои восьмиклассники срежутся на этапе регистрации на сайте. А уж команды на английском языке сделают представленную систему программирования малодоступной.

видео 15 (4:07)
информатика, 8-9 кл., тема "Обработка звука с помощью редактора Audacity", рассматривается презентация к уроку с алгоритмом учебных действий 
Коленкина И.Н (Московская область)

Надписи местами почти не читаемы - мелкие и неконтрастные. Такой урок может состояться, когда есть наушники и микрофоны. их нет у меня (я имею в виду в классе, на всех). А так тоже интересно. Можно позаимствовать идеи заданий для работы с программой.

видео 12 (4:42)
физика, 8, 10 кл., тема "Взаимодействие заряженных тел", рассматривается моделирование физических процессов и явлений в групповой работе на базе анимации. Ценна самостоятельная работа учеников и сделанные ими выводы по новому материалу
Литвиненко Г.А.( Москва) Подробная разработка урока

Слова и изображения соответствуют друг другу в одном месте с точностью наоборот (про одноименные и разноимённые заряды) - это очень путает. А урок банальный, можно сказать традиционный.

2 комментария:

  1. ой, а вы настроили одобрять комменты?

    ОтветитьУдалить
  2. похоже нет...пишу снова
    Ольга Анатольевна, спасибо за работу и комментарии к ней:)))
    Благодаря вам увидела свой косяк, под номером 4-5 один источник:( и всего 9 получилось, спасибо за внимательность.
    А точно этапы зеркально отражаться должны:)))?
    Удачной работы!

    ОтветитьУдалить